Александр Кулик возглавил Министерство лесного хозяйства без малого два месяца назад. Но и систему министерства, и саму отрасль лесного хозяйства знает хорошо: на пост руководителя Минлесхоза он пришел с должности директора Кобринского опытного лесхоза, а ранее на протяжении пяти лет занимал пост первого замминистра лесного хозяйства. Вся его жизнь и карьера связаны с работой в лесной отрасли. В беседе с корреспондентом БЕЛТА глава ведомства рассказал о ключевых направлениях работы: лесовосстановлении, борьбе с лесными пожарами, производственной деятельности.
— Александр Антонович, вы посвятили отрасли лесного хозяйства весь свой трудовой путь. Что можете сказать о ее развитии в последние годы?
— Я помню весь путь развития лесного хозяйства в современной Беларуси. За последние годы отрасль, конечно, колоссально изменилась по всем направлениям деятельности, наиболее яркий пример — питомническое хозяйство. В 90-х годах в Беларуси не хватало посадочного материала. Было введено такое понятие, как временные лесные питомники, когда лесники сами сеяли семена, чтобы получить посадочный материал. Потом началось развитие питомнического хозяйства и уже к 2022 году мы имеем около 400 млн штук посадочного материала, выращиваемого ежегодно в наших современных питомниках и селекционно-семеноводческих центрах. Это позволяет полностью обеспечить потребности лесхозов в посадочном материале.
Отдельно хотел бы сказать о механизации отрасли. После совещания с участием Президента в 2006 году в Ивацевичах была принята программа оснащения лесной отрасли отечественной лесозаготовительной техникой. Эта программа выполнена успешно, создана целая линейка техники, начиная от мобильных машин для рубок ухода и заканчивая мощной техникой для заготовки спелой древесины. Сегодня в лесхозах работает порядка 400 харвестеров и 400 форвардеров. Благодаря механизации мы вышли на объем заготовки древесины по Министерству лесного хозяйства в 22 млн куб.м, что позволяет полностью обеспечить потребности перерабатывающих предприятий республики в необходимом сырье.
— Летний период подошел к концу, но практически весь сентябрь гослесохрана ликвидировала возгорания. Сколько лесных пожаров зафиксировано в этом году? Какие меры принимает министерство для уменьшения случаев? Какая работа проводится с населением?
— Начну с того, что за последние 2 года в отрасли заметно переоснастили парк техники: приобретены 154 пожарные машины. Когда-то в отрасли покупали 2-3 машины в год, и это считалось большим достижением. То есть вы понимаете, какой прорыв был сделан в этом направлении! Кроме этого, в стране 73% площадей покрыты автоматизированной системой обнаружения лесных пожаров, а покрытие вышками видеонаблюдения составляет 99%. Это в совокупности с рейдовыми мероприятиями гослесохраны позволяет преобладающее число очагов выявлять на ранней стадии, соответственно оперативнее на них реагировать, не допускать большого числа чрезвычайных ситуаций.
Если говорить о цифрах, то в этом году произошло более 500 лесных пожаров на площади свыше 420 га по всей Беларуси — это естественный среднегодовой показатель. Нам удалось избежать очень крупных лесных пожаров, которые мы помним по 2015 году, когда в общей сложности сгорело около 20 тыс. га. Поэтому можем говорить о том, что лесная охрана, МЧС и местные органы власти сработали эффективно. И самый главный результат нашей работы — средняя площадь одного пожара за последние три года снизилась более чем в 10 раз. Это говорит о том, что гослесохрана оперативно выявляет возгорания и реагирует на них.
Действительно, 99% пожаров в лесу происходит из-за человеческого фактора, то есть небрежного поведения граждан при посещении лесов. Вместе с тем культура и ответственность населения в Беларуси стала в разы выше, чем, допустим, 10 лет назад. Люди понимают, что запреты на посещение лесов — это вынужденная мера, которую местные органы власти применяют в наиболее сложные пожароопасные периоды. Профилактика играет важную роль. Специалисты лесхозов проводят большую разъяснительную работу среди граждан: беседуют с местным населением, публикуют материалы в СМИ, проводят лекции в трудовых коллективах. Все вместе и дает положительный эффект.
— Отрасль регулярно сталкивается с проблемой буреломов и ветровалов — сказываются процессы изменения климата. Один из наиболее крупных примеров — майский ураган, в результате которого пострадали миллионы кубометров древесины. Завершена ли уже ее разработка?
— Главой государства и правительством была поставлена задача разобрать все последствия стихии, которые обрушились на Могилевскую область в этом году. К 1 сентября было разработано почти 3 млн куб.м ветровально-буреломной древесины, осталось порядка 100 га в болотистой местности, куда объективно не может сегодня зайти ни человек, ни техника.
Всю пострадавшую древесину надо было убрать за три месяца, чтобы она не потеряла качество. Именно поэтому мы подключили к разработке ветровально-буреломных лесосек все лесхозы отрасли. В Могилевскую область было направлено несколько тысяч человек и сотни единиц техники. Можно сказать, что практически вся деловая древесина уже реализована, а дровяная оставлена как запас к предстоящему отопительному сезону. Катаклизмы происходят в природе периодически, поэтому у нас уже есть определенный опыт — мобилизовали ресурсы мгновенно. При этом помимо оперативной разработки пострадавших участков, перед нами стоял и комплекс других задач: обеспечить безопасные условия для выполнения работ, пожарную безопасность, сохранность древесины и т.д. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить работников отрасли за то, что с пониманием отнеслись ко всем трудностям и в сжатые сроки справились с поставленными задачами.
— Актуальный вопрос — ДТП с дикими животными. В целях их предотвращения устанавливаются заборы и знаки вдоль проезжей части. Насколько эффективна такая работа?
— В 2021 году произошло 3 тыс. ДТП с участием диких животных, в результате которых погибли около 3 тыс. животных. Это связано прежде всего с динамичным увеличением численности диких животных. К примеру, если в 2010 году численность оленя составляла около 9 тыс., то уже на 1 марта 2022 года — 36 тыс. Этого вида стало ровно в 4 раза больше благодаря эффективной реализации государственных программ «Белорусский лес». Численность лося выросла в 2 раза. Конечно, есть и программа расселения — ежегодно мы закупаем около 300-400 голов в хозяйствах, которые выращивают благородного оленя, и расселяем их.
Тот факт, что зверя в наших лесах стало в разы больше, вынуждает подходить к решению проблемы комплексно. Прежде всего необходимо грамотно регулировать численность животных, исходя из научного подхода и расчетов. Помимо этого, мы проводим мероприятия по огораживанию автодорог. Нельзя сказать, что они позволяют полностью нивелировать проблему, но других вариантов пока нет, хотя это и дорогостоящий процесс. И самое главное — нужно работать над культурой поведения наших граждан на дорогах. Как отмечают специалисты, если бы водители снижали скорость хотя бы до 60 км, то можно было бы предотвратить по крайней мере половину случаев ДТП с дикими животными. Но многие ли выбирают такой скоростной режим на оживленных трассах?
— Приоритет работы министерства — лесовосстановление. Сколько новых лесов планируется посадить до конца года?
— Основной объем лесных культур мы создаем весной. С учетом природных катаклизмов, усыхания, ураганных явлений, в этом году потребность в лесовосстановлении заметно выросла. Поэтому созданием лесных культур активно будем заниматься и всю осень. Кроме того, с 8 по 22 октября проведем масштабную акцию «Аднавiм лясы разам!», в ходе которой предложим всем желающим помочь в восстановлении лесов Могилевской области, наиболее пострадавшей в результате непогоды. Точные цифры пока озвучить трудно, но рассчитываем, что в нынешнем году руками лесоводов будет создано не менее 40 тыс. га новых лесов.
— Расскажите о работе цехов деревообработки. Какие виды продукции Беларусь может предложить для реализации внутри страны и на рынках зарубежных стран? Куда экспортируется наша продукция?
— Наши цеха, как правило, расположены в сельской местности. В каждом из них работает по 100-150 человек. Основная функция цехов — это обеспечение занятости сельского населения, а также обеспечение наших граждан продукцией первичного пиления. В основном мы перерабатываем мелкотоварную древесину, то есть от рубок ухода.
В прошлом году выпустили 1,5 млн куб.м пиломатериалов, половину из которых реализовали внутри страны, а половину отгрузили на экспорт. Надо признать, что введенные против отрасли санкции со стороны Европейского союза на некоторое время замедлили работу наших предприятий, но вместе с тем не остановили их и уже по итогам августа мы вышли на среднемесячный объем отгрузки пиломатериалов 2021 года — 62 тыс. куб.м. Продукция была поставлена в дружественные нам страны. Сегодня мы можем говорить о том, что задачу переориентировать рынки сбыта выполнили. Безусловно, европейский рынок был более удобным и маржинальным для нас. Но наши цеха работают, валютная выручка поступает.
За последние годы мы создали немало новых пеллетных производств. Сейчас в отрасли работают более 20 пеллетных заводов и еще несколько проектов находятся на заключительной стадии реализации. Действующие предприятия производят около 300 тыс. т продукции в год, а после ввода в эксплуатацию остальных планируется выйти на объем 450 тыс. т.
Не буду скрывать: мы ждем открытия европейского рынка, потому что топливо для обогрева людей не может быть под санкциями. Это абсолютно неразумное решение вопроса и к политике не имеет никакого отношения. Стоимость тонны пеллет в Беларуси сейчас составляет около $100, и это вполне нормальная цена. К примеру, в Польше за последние месяцы стоимость пеллет подскочила до 2 тыс. злотых. Для людей это неподъемная сумма. И мы убеждены, что рано или поздно европейские политики осознают, что санкции бьют прежде всего по благополучию их же граждан.
Сейчас мы выстраиваем новые логистические цепочки и выходим на новые рынки сбыта. Заключенные контракты уже есть. Объемы пока небольшие, но это первые партии, которые позволят нам выстроить долгосрочное сотрудничество с новыми потребителями.
Что касается деловой древесины, то ее переработкой в стране преимущественно занимаются крупные модернизированные предприятия. Считаю абсолютно правильным принятое в свое время решение Президента о запрете экспорта круглых лесоматериалов, потому что вся древесина, будь то деловая или дровяная, должна перерабатываться внутри страны. Мы сегодня видим, насколько это решение оправдало себя. К примеру, ОАО «Ивацевичдрев» перерабатывает 0,5 млн куб.м древесины, выпускает плиты МДФ, которые пользуются большим спросом у мебельщиков. В свою очередь ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» перерабатывает 2,5 млн куб.м низкосортной или даже дровяной древесины и выпускает востребованную экспортно ориентированную продукцию.
— Какой процент механизированной заготовки древесины сейчас в Беларуси? Насколько в целом лесхозы обеспечены необходимой техникой? Какой труд в лесном хозяйстве эффективнее — машинный или ручной?
— В прошлом году было заготовлено около 22 млн куб.м древесины, из которых 11 млн — механизированной заготовкой. То есть 50% заготовки происходит с помощью техники, парк которой мы постоянно увеличиваем. Несмотря на некоторые трудности, уже в ближайшее время планируем выйти на 70% механизированной заготовки с учетом услуг, которые развивает бизнес.
Отвечая на вопрос об эффективности, приведу лишь один пример — рубки ухода. В смену машина закрывает до 30 куб.м. Чтобы с этим же объемом справиться без специализированной техники, нужно 10 человек. Потому что диаметр дерева на рубках ухода маленький и это очень трудоемкий процесс. Необходимость механизации, особенно в условиях сокращения доли сельского населения, очевидна.
— Не так давно Минлесхоз начал развивать розничную торговлю в регионах путем открытия собственных магазинов. Как вы оцениваете этот процесс и планируют ли лесхозы развиваться в этом направлении?
— Опыт Копыльского опытного лесхоза, который стал первопроходцем в деле открытия собственной торговой площадки, показал востребованность такой формы у населения. Что надо человеку, который строит дом на селе? Балки, стропила, лаги, обрешетки. И вот в наших цехах должна быть такая первичная переработка, которая обеспечивает сельское население и строителей именно такими комплектующими. При этом человек должен иметь возможность посмотреть качество продукции, купить ее в одном месте, заказать, если необходимо, услугу доставки и получить ее в кратчайшие сроки.
Мы планируем к апрелю 2023 года открыть такие торговые площадки в каждой области страны с полным ассортиментом выпускаемой продукции. Для этого нужен земельный участок, коммуникации. Нужно четко просчитать, где разместить объект. Чтобы рядом были крупные населенные пункты, удобные подъездные пути. Нужно хорошо вложиться и в рекламу. Ведь конкурентов на рынке много, важно не затеряться. При этом у нас есть весомое конкурентное преимущество: продукция лесхозов всегда в 1,5-2 раза дешевле, нежели у частников, а значит, по карману гораздо большему числу наших граждан.
— Система электронного учета древесины работает уже больше года. Какие результаты она показала?
— Она себя полностью оправдала. В Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней зарегистрировано уже 2,5 тыс. субъектов. Механизм позволяет отслеживать движение древесины на всех этапах и вне зависимости от формы собственности лица, осуществляющего ее транспортировку.
Мы сегодня говорим о том, что любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который ведет транспортировку древесины, обязан зарегистрироваться в системе, чтобы продукция была маркирована и прослеживалась. Транспорт также оборудован системой навигации, чтобы любой представитель контролирующих органов мог остановить машину и проверить весь путь движения от лесосеки до конечного пункта.
Безусловно, в ходе эксплуатации системы за прошедший год возникли предложения по ее усовершенствованию. Над этим в постоянном режиме работает оператор системы — РУП «Белгослес», который собирает отзывы пользователей и устраняет все недочеты.
— Недавно работники лесного хозяйства отметили профессиональный праздник. Сколько всего работников сейчас занято в лесной отрасли?
— У нас два направления деятельности. Первое — это охрана и защита лесов, их воспроизводство. Этим занимаются около 13 тыс. работников государственной лесной охраны — профессионалы своего дела. И второе направление — промышленная деятельность (лесозаготовка, транспортировка, переработка древесины). В этом направлении трудятся более 25 тыс. опытных специалистов.
Кадровый потенциал Министерства лесного хозяйства хороший — это квалифицированные специалисты, которые хорошо знают свое дело. И пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших людей за их непростой труд. Как мы говорим, работа в лесном хозяйстве — это работа в плюс тридцать и в минус тридцать, она всегда требует повышенного внимания и ответственности, ведь речь идет о зеленом золоте страны. Именно поэтому я убежден: в лесном хозяйстве не бывает случайных людей.
Источник: ИА «БелТА»